События АНО ЦРОиСП «Универсум»
Челябинская область была в числе регионов-пионеров, начавших сотрудничество с Национальным агентством развития квалификаций в 2016 году. За прошедшие годы в регионе были реализованы значимые проекты, направленные на развитие рынка труда и системы образования
C советником по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций Иваном Митрофановым побеседовали генеральный директор Челябинского регионального агентства развития квалификаций Татьяна Калугина и директор Центра развития образования и сертификации персонала «Универсум» Татьяна Ширшова. Они рассказали о региональных инициативах области, направленных на развитие Национальной системы квалификаций, а также о том, как регион включается в реализацию профильной федеральной повестки.
Биографическая справкаТатьяна Григорьевна Калугина, генеральный директор АНО «ЧРАРК», заместитель председателя комитета Челябинской областной ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» по социальной политике, подготовке рабочих кадров и профессиональному образованию, член общественного совета при Главном управлении по труду и занятости населения по Челябинской области. | |
Татьяна Сергеевна Ширшова, директор Центра развития образования и сертификации персонала «Универсум», член комитета Челябинской областной ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» по социальной политике, подготовке рабочих кадров и профессиональному образованию, председатель регионального совета руководителей ЦОК Челябинской области. |
Национальная система квалификаций активно внедряется субъектами Российской Федерации, в том числе и Челябинской областью. Интегрированы ли инструменты Национальной системы квалификаций в стратегические документы развития Челябинской области? Какие задачи, стоящие перед регионом, они помогают решить?
Татьяна Калугина (Т.К.): Безусловно, инструменты Национальной системы квалификаций интегрированы в стратегические документы развития Челябинской области.
Прежде всего, это Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 г. N 1748).
Челябинская область – один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Область входит в состав Уральского федерального округа и представляет собой развитый индустриально-аграрный регион.
Главная стратегическая цель развития Челябинской области развернута в двадцати пяти стратегических приоритетах, они сгруппированы по основным направлениям социально-экономического развития.
Основная стратегическая цель ― развитие человеческого капитала и подготовка кадров высокой квалификации. Отсюда и целый спектр задач подготовки:
а) кадров мирового уровня: создание в Челябинской области современной системы подготовки кадров мирового уровня и формирование необходимых компетенций для приоритетных отраслей народного хозяйства в целях обеспечения подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов и руководителей в соответствии с потребностями региональной экономики;
б) педагогических кадров нового поколения: обеспечение образовательных организаций всех уровней квалифицированными педагогическими кадрами, в том числе за счет привлечения в сферу образования молодых специалистов, для повышения уровня удовлетворенности населения Челябинской области качеством образования всех уровней;
в) кадров в системе непрерывного образования, обучение в течение всей жизни: обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, формирование системы непрерывного обновления профессиональных знаний и профессионального роста для предоставления возможности развития, в том числе саморазвития, в различных направлениях всех возрастных категорий населения Челябинской области.
И здесь главными инструментами выступают, конечно, инструменты Национальной системы квалификаций: независимая оценка квалификации, корректировка образовательных программ, «заточенных» под потребности предприятий и работодателей, внедрение профессиональных стандартов. Основные позиции также отражены в Дорожной карте НСК Челябинской области, в Положении о педагогическом кластере, комплексной программе научных исследований, в разработке которых мы принимали участие, либо же были их инициаторами, или авторами.
Во многом решению проблем, стоящих перед регионом, способствуют и действующие в области консультативные органы: Совет по кадровой политике при Правительстве Челябинской области, комитет по социальной политике, подготовке рабочих кадров и профессиональному образованию Союза промышленников и предпринимателей, Совет руководителей Центров оценки квалификаций. Это позволяет решать главную задачу: непрерывность в подготовке кадров для региона и влияние на качество этой подготовки.
Каким образом в Челябинской области осуществляется развитие концепции непрерывного образования, и как она проецируется на Национальную систему квалификаций?
Т.К.: Отвечая на этот вопрос, хотелось бы, прежде всего, отметить концепцию непрерывного педагогического образования, которая реализуется в Челябинской области посредством создания и развития педагогического кластера, и встроенность данной концепции в Национальную систему квалификаций.
Стратегия развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации разработана на период до 2030 года на основе Конституции страны и Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». В нашем регионе она реализуется в рамках педагогического кластера с помощью системы взаимодействия организаций общего среднего образования, среднего профессионального образования, высшего профильного образования: «школа―педагогический колледж― педагогический университет».
В течение двух лет АНО «ЧРАРК» ведет работу по реализации концепции непрерывного педагогического образования через ознакомление педагогов и обучающихся Челябинского педагогического колледжа №2 и Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» с инструментами Национальной системы квалификаций. С этой целью для них разработан курс лекций и практических занятий по данной тематике и программа методологического семинара «Развитие Национальной системы квалификаций как фактор повышения качества профессионального образования». Понимание смыслов и принципов деятельности НСК, ее основных инструментов, необходимости их применения в своей педагогической деятельности расширяет представление педагогических работников о масштабах и проектах НСК. Понятия «Профессиональный стандарт», «Профессиональная квалификация», «Независимая оценка квалификации», изменение и корректировка образовательных программ под цели и задачи работодателей становятся для участников таких мероприятий мотивом к изменению своей педагогической практики и возможностью включиться в региональную и федеральную профильную повестку.
В вузе также реализуется проект «Профильные психолого-педагогические классы». На сегодняшний день в проекте участвуют более 100 школ Челябинской области. Количество учащихся педагогических классов составляет более 700 человек, в их числе школьники 10 и 11 классов. Проект расширяется, и количество участников увеличивается из года в год. В университете созданы все условия для поддержки выпускников профильных классов: учитываются индивидуальные достижения, и обучающиеся, показавшие хорошие результаты, получают преимущества при поступлении для получения высшего образования.
Университет координирует работу 125 психолого-педагогических классов (групп), в проекте участвуют 1128 учащихся из 28 городских округов и муниципальных районов Челябинской области. Традицией стали профориентационные марафоны «Шаг в профессию», воркшопы «Учитель будущего поколения России», открытые лекции и мастер-классы, педагогические мастерские, экскурсии. Обучающиеся психолого-педагогических классов принимают активное участие в международных конференциях, публикуют результаты своих исследовательских проектов в научных сборниках, побеждают или занимают призовые места на различных предметных олимпиадах, педагогических конкурсах, вступают в члены научного общества учащихся. Это дает им возможность включиться в педагогическую деятельность еще в общеобразовательной школе, получить преимущество при поступлении в педагогический колледж или университет и успешно осваивать образовательные программы различных уровней подготовки учительских кадров.
В продолжение предыдущего вопроса хотел бы уточнить, ведется ли в Челябинской области работа по развитию профессиональных и «гибких» навыков у школьников? Если да, то в каких формах это осуществляется?
Т.К.: Думаю, что тут уместно будет сказать о системе дополнительного образования, которая тоже является частью непрерывного образования. В частности, в соответствии с Национальным проектом «Образование» в системе дополнительного образования Челябинской области изучены, обобщены, разработаны новые подходы и распространен опыт развития инженерно-технического творчества и конструирования. В этом направлении организован ранний охват детей начальным техническим творчеством, независимо от их места жительства и материального благосостояния семей, создаются малобюджетные кружки. Разработаны две инновационные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности для занятий конструированием и робототехникой с детьми от 3-х лет, методика «малобюджетных кружков», позволяющая открыть кружок любому педагогу, не имеющему опыта и специального оборудования, а любому ребенку позволяет начать заниматься техническим творчеством в раннем возрасте.
Большую часть проектов по данному направлению осуществляет Региональный центр технического творчества Челябинской области, который является партнером Челябинского регионального агентства развития квалификаций и Челябинской областной ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей». Центр разработал дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности «Икаренок СУПЕР» (дошкольники) и «ИКаР ― старт» («Робототехника» ― младшие школьники). Повышение эффективности обучения в рамках данных программ достигается благодаря включению в учебный материал задач, раскрывающих инженерные смыслы конструкций программирования. Это позволяет формировать «гибкие навыки» с раннего детства и обеспечивает раннюю профориентацию.
В Челябинской области действуют также проекты «ТЕМП», «Погружение в Индустрию 4.0», «ПроПуск», реализуемые с целью поиска эффективных управленческих решений для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения регионального рынка труда в квалифицированных кадрах. Образовательный проект «ТЕМП», разработанный по инициативе Министерства образования и науки Челябинской области, представляет собой синхронизированное взаимодействие четырех организационно-управленческих блоков: Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Проект включает в себя концепцию, комплекс мероприятий и сбалансированную систему показателей; обеспечивает развитие социального партнерства общеобразовательных организаций области с промышленными предприятиями, бизнес-структурами, инновационными центрами профессиональных проб, инновационными площадками, информационными консалтинговыми центрами по направлениям профориентационной деятельности.
Среди социальных партнеров общеобразовательных организаций ― 42 крупных промышленных предприятия Челябинской области черной и цветной металлургии, металлообработки и машиностроения, строительства и десять вузов. По итогам реализации проекта 40% от общего количества образовательных организаций получили положительную динамику качественных результатов. В их число вошли школы крупных, малых городов, а также сельских территорий, представляющих 28 из 43 муниципалитетов области.
Образовательный проект «Погружение в Индустрию 4.0», разработанный региональным центром технического творчества Челябинской области, использует эффективные механизмы продвижения рабочих профессий. Среди них ― система ранней профориентации и организация общероссийского и регионального конкурсов «ИКаР» и «Икаренок» по робототехнике и моделированию. В проектах и программах центра занято свыше 9,5 тысяч детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Проект «ПроПуск» разработан Челябинским коммуникационным центром по развитию промышленной кооперации. Он выступает универсальной моделью межотраслевой кооперации, платформой для внедрения разработанной системы межотраслевого коммуникационного взаимодействия. Проект помогает учащейся и студенческой молодежи сделать профессиональный выбор.
В реализации всех этих проектов, направленных на развитие профессиональных и «гибких» навыков у школьников и детей дошкольного возраста, активное участие принимают ЧОАР «СПП» и АНО «ЧРАРК». Направления, формы и методы совместной работы отражены в «Дорожной карте» по внедрению НСК.
Как и все регионы, Челябинская область присоединилась к федеральному проекту «Профессионалитет». Какие региональные особенности Вы можете отметить в его реализации? Применяются ли в ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» инструменты Национальной системы квалификаций?
Татьяна Ширшова (Т.Ш.): Да, с 2022 года Челябинская область присоединилась к федеральному проекту «Профессионалитет» и продолжает сохранять лидирующие позиции по количеству образовательно-производственных кластеров, созданных в рамках проекта. На сегодняшний день на Южном Урале создано 17 кластеров по девяти отраслям: «Металлургия», «Машиностроение», «Строительная отрасль», «Атомная промышленность», «Робототехника», «Радиоэлектронная промышленность», «Топливно-энергетический комплекс», «Горнодобывающая отрасль» и «Клиническая и профилактическая медицина». Вышеперечисленные отрасли являются фундаментом экономики Челябинской области, а в качестве индустриальных партнёров образовательно-производственных кластеров в основном действуют крупные промышленные предприятия, в том числе расположенные на территории малых городов области.
Безусловно, инструменты Национальной системы квалификаций востребованы при реализации образовательных программ «Профессионалитета». На первом этапе разработки примерных основных образовательных программ производится сопряжение базовых образовательных результатов и трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах. Далее участники кластера на основе требований профессиональных стандартов и квалификаций, в т.ч. специфики производственной среды, формируют в вариативной части основной образовательной программы востребованные корпоративные компетенции. В том случае, если на промышленном предприятии имеется центр оценки квалификаций, возможно организовать прохождение независимой оценки квалификации, особенно для студентов, обучающихся по целевому договору.
Хотелось бы отметить такой важный, на наш взгляд, момент, как тесное взаимодействие Министерства образования и науки Челябинской области, Челябинского регионального агентства развития квалификаций и Челябинской областной ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей». по системному обсуждению хода внедрения федерального проекта «Профессионалитет» на заседаниях комитета СПП по социальной политике, подготовке рабочих кадров и профессиональному образованию. Именно согласованные действия этих структур ― государственных и общественных организаций ― дают возможность получить запланированные результаты.
Какие инструменты Национальной системы квалификаций применяются при планировании профессионального и карьерного роста молодежи? Какие результаты по данному направлению уже достигнуты? Какие цели Вы ставите на перспективу?
Т.Ш.: В качестве основного инструмента, позволяющего студентам начать свой карьерный путь ещё при обучении, применяется независимая оценка квалификации.
С 2018 года при поддержке Базового центра подготовки кадров НАРК в Челябинской области успешно реализуется практика совмещения процедуры промежуточной аттестации студентов колледжей и независимой оценки квалификации. Благодаря сотрудничеству педагогов 23 колледжей и специалистов шести центров оценки квалификаций в нашем регионе более пяти тысяч студентов добровольно прошли профессиональные испытания по 28 востребованным профессиональным квалификациям в сфере машиностроения, сварочных технологий, информационных технологий, строительства, образования и сферы услуг. Молодежная активность и желание студентов начать карьеру с первого курса позволили нам внедрить различные форматы профессионального экзамена.
Для талантливых первокурсников и студентов второго курса промежуточная аттестация проводится на платформе «Онлайн-экзамен» в форме теоретической части профессионального экзамена. Участие в онлайн-экзамене не только повышает их статус в учебной группе, но и приносит практический результат. Все, кто успешно сдал теоретическую часть профессионального экзамена, в течение года смогли пройти практический этап в центре оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации. Также мы отмечаем, что благодаря такому формату НОК происходит интенсивное погружение в профессию, специальность с первых дней обучения в колледже, а это и есть важное условие для карьерного старта молодежи.
Полноценный профессиональный экзамен совмещается с промежуточной аттестацией на выпускных курсах или по результатам освоения модуля по рабочей профессии. Такой формат НОК, конечно же, становится серьезным испытанием на профессионализм не только для студентов, но и коллектива педагогов образовательной программы ― не все готовы сегодня возложить на себя эту дополнительную ответственность.
Сервис для самостоятельной проверки профессиональных знаний массово используется педагогами на учебных занятиях как «зарядка и тренировка» для прохождения студентами НОК, развивая навыки анализа и работы с профессиональной информацией.
В процессе подготовки кадров востребованными стали примеры оценочных средств для НОК. На их основе преподаватели колледжей создают фонды заданий для промежуточного контроля по образовательным программам. Это способствует объективному оцениванию и позволяет студентам демонстрировать успешные результаты в НОК на протяжении многих лет.
За несколько лет внедрения НОК в системе образования профэкзамен доказал свою эффективность не только как инструмент оценки, но и как инструмент повышения качества программ подготовки рабочих и специалистов. НОК позволила усилить позиции всех сторон: образовательных организаций, работодателей, и главное – выпускников.
Перспектива для нас в этом вопросе ―масштабирование практики и, конечно же, повышение роли свидетельства о квалификации, так как пока не все работодатели обращают внимание, есть ли у выпускника этот документ при трудоустройстве.
Расскажите о передовых практиках профессиональной ориентации, реализуемых в Челябинской области? Как Вы оцениваете их эффективность? Реализуются ли в вашем регионе уникальные профориентационные проекты?
Т.Ш. К одной из передовых практик профессиональной ориентации, реализуемых в Челябинской области, можно отнести проект Национального агентства развития квалификаций «Шаг в профессию». В 2023 году к нему присоединились 36 школ и 6 колледжей Челябинской области, более 5 тысяч старшеклассников стали его участниками.
Отправной точкой для запуска проекта стали результаты ежегодного опроса первокурсников колледжей о профессиональном выборе. Около 40% опрошенных признались, что выбрали профессию случайно, 29% — послушались совета родителей, еще 15% — узнали о ней из интернета. Поэтому практической целью внедрения проекта «Шаг в профессию» стало создание условий для осознанного выбора профессии старшеклассниками при обязательном соблюдении баланса между личностными предпочтениями молодых людей, потребностями работодателей и запросами рынка труда.
Один из самых важных инструментов проекта — профессиональные пробы. Их проводят преподаватели и мастера производственного обучения колледжей, студенты старших курсов и работники предприятий. Старшеклассники с интересом проходят профессиональные квесты, мастер-классы, примеряют спецодежду и выполняют трудовые операции на настоящем оборудовании. Каждая проба дает ребятам ясное представление о том, что делает специалист на рабочем месте, каковы условия труда, заработная плата, какие карьерные перспективы его ожидают.
Эффективность проекта определяется просто ― колледж находит «своего» студента, а старшеклассник делает осознанный профессиональный выбор, это и есть залог учебно-профессиональной мотивации и успешного обучения.
Каким образом ключевые инструменты Национальной системы квалификаций (профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации) применяются в деятельности организаций и предприятий Челябинской области? Каких результатов они позволили добиться?
Т.К. и Т.Ш.: Ключевым инструментом Национальной системы квалификаций, который интегрирует в себе и профессиональный стандарт, и требования к квалификации, мы считаем НОК.
Первым результатом можно назвать созданную инфраструктуру. В Челябинской области сегодня функционируют 11 центров оценки квалификаций и 39 экзаменационных площадок, где проводится независимая оценка по 108 профессиональным квалификациям:
-
в области сварки;
-
в жилищно-коммунальном хозяйстве;
-
в области электроэнергетики;
-
в сфере машиностроения;
-
в горно-металлургическом комплексе;
-
в нефтегазовом комплексе;
-
в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта;
-
в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях;
-
в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения;
-
в сфере образования;
-
в сфере строительства;
-
в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно- строительного проектирования;
-
в торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности;
-
в индустрии красоты.
Вторым результатом можно назвать число работников предприятий, прошедших независимую оценку квалификации, – 5367 человек. Безусловно, для промышленного Челябинска это не самые впечатляющие цифры, но ведь не в количестве прошедших кроются эффекты НОК, а в практике применения полученных результатов. К сожалению, к такому пониманию приходят пока немногие предприятия и организации. Ведь производительность труда практически полностью обеспечивается уровнем квалификации работников, а квалификация – это не образование, ее нельзя получить на всю жизнь, её постоянно нужно «тренировать и прокачивать».
Благодарим вас за интервью. Желаем успехов в работе.
Источник - https://nark.ru/
Архив событий
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |