Алла Факторович дала комментарий «Известиям» по закону о молодёжной политике
 
 

Правительство поддержало внесение поправок в закон о молодежной политике, предложенных депутатами Госдумы, однако поспорило с парламентариями о разнообразии терминов. Речь в законопроекте идет о понятии «молодых специалистов», которое до сих пор было сформулировано в законе так, что поддержку им можно было оказать только в случае, если до выпуска из университета они еще не работали по специальности. Депутаты предлагали ввести дополнительное понятие «молодых работников», но правительство настаивает на том, что нужно внести лишь уточнения в существующий термин. Как поправки помогут работающей молодежи — делились своим мнением эксперты.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович, отвечая на вопрос, какими могли бы быть дополнительные меры поддержки для молодых специалистов в России, отметила:

«Есть проверенный, надежный и давно подтвердивший свою эффективность инструмент поддержки молодых специалистов. Это институт наставничества, который позволяет быстро адаптировать работника на новом месте, сформировать необходимые знания, умения, успешные модели поведения. Сегодня он переживает «второе рождение».

Для того чтобы наставничество носило не локальный, а масштабный характер, в этом году запущен целый ряд государственных инициатив, которые призваны придать новый статус наставничеству и наставникам, и значительно расширить сам потенциал наставничества. Один из разрабатываемых в настоящее время документов – профессиональный стандарт наставнической деятельности. Его проект уже подготовлен, и он прошел профессионально-общественное обсуждение. Появление профессионального стандарта откроет новые возможности для развития наставничества, внедрения его в разных организациях, компаниях, на предприятиях, для подготовки пула наставников. Это, в свою очередь, поможет поддержать молодых людей, которые делают первые шаги в профессии».

Также эксперт прокомментировала, почему так много молодых людей работает не по специальности.

«По данным разных исследований, процент работающих не по специальности выпускников колеблется между 37 и 41. Причин много, одни разные. Но одна из наиболее очевидных в том, что как раз специальности как таковой выпускники и не получают. Они выходят с дипломами бакалавров и магистров. Работодатели не получают нормальной информации о том, что умеют делать молодые специалисты, к какой работе их можно допустить. Да и сами выпускники, по крайней мере, большая их часть, плохо представляют свое потенциальное место работы и тот функционал, который им предстоит выполнять.

Эта проблема не нова, и инструменты ее решения есть, они сформированы в Национальной системе квалификаций. Профессиональные стандарты описывают профессиональную деятельность. Их содержание, в соответствии с законодательством, должно отражаться в образовательных программах и определять перечень профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для успешного профессионального старта. Так мы сможем привести результаты подготовки студентов в соответствие с требованиями экономики, рынка труда», - подчеркнула Алла Факторович.

Она также уточнила, что несмотря на то, что норма о применении профессиональных стандартов действует уже практически 10 лет, в дипломах по-прежнему фиксируется только академическая квалификация, по сути – степень, которая говорит исключительно об уровне полученного образования.

Ситуация должна измениться благодаря новой модели высшего образования. Квалификации выпускников, в соответствии с идеологией реформы, будут отражать область профессиональной деятельности. Требования к таким квалификациям формируются на основе профессиональных стандартов и размещаются в национальном реестре. Сейчас ведется работа по установлению соответствия между направлениями подготовки и профессиональными квалификациями, которые можно получить и подтвердить по результатам освоения образовательной программы. Для того чтобы сделать образовательные программы гибкими, «чуткими» к сигналам рынка труда, для каждого направления подготовки высшего образования будет предусмотрен соответствующий открытый, обновляемый перечень профессиональных квалификаций. При этом у студентов будет возможность освоить не одну, а несколько квалификаций из числа востребованных работодателями.

Для некоторых направлений подготовки соответствие с профессиональными квалификациями уже установлено. Это позволило почти 1000 студентов вузов вместе с государственной итоговой аттестации сдать профессиональный экзамен, получить не только диплом о высшем образовании, но и свидетельство о квалификации – документ, понятный работодателям, поэтому повышающий шансы на трудоустройство.