В Томске обсудили федеральный проект «Содействие занятости»

 

23 января на площадке Томского государственного университета (ТГУ) начала работу стратегическая сессия «Векторы непрерывного образования для развития рынка труда Российской Федерации». В мероприятии приняли участие эксперты Национального агентства развития квалификаций 

Стратегическая сессия в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» федерального проекта «Демография» была организована Рострудом и федеральными операторами проекта. Её цель – разработка стратегии развития и трансформации национального проекта, повышение его эффективности и вклада в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

В работе стратсессии приняли участие руководители исполнительных органов субъектов Российской Федерации, ответственные за сферу занятости населения, образовательные организации, работодатели и участники федерального проекта «Содействие занятости».

Как отметил на пленарном заседании стратсессии губернатор Томской области Владимир Мазур, высшая школа сегодня является одним из главных акторов развития рынка труда и кадрового потенциала национальной экономики. Президент России поставил задачу повышения доходов населения, а значит, необходимо повышать производительность труда, эффективность производства и логистики, выходить на новые рынки сбыта с конкурентной продукцией, считает губернатор.

«Одним из действенных инструментов развития рынка труда и удовлетворения потребностей отраслей в кадрах может стать развитие системы микроквалификаций. Совместно с ТГУ мы готовим соответствующие предложения в Правительство России и комиссию Госсовета по образованию. Внедрение новой системы позволит установить определенные уровни подготовки для профессий, по которым требуются короткие программы обучения», – заявил Мазур. 

В презентации ректора ТГУ Эдуарда Галажинского был приведен термин «трансфессиональность», означающий получение нескольких квалификаций при освоении одной образовательной программы. «Мы отработали с коллегами из Национального агентства развития квалификаций подход, который разделяют все отраслевые лидеры при трансформации системы образования: выделение базового и специализированного уровней, опираясь на национальную рамку квалификаций»,– сообщил ректор университета.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин продемонстрировал разработанные в 2022 году Национальным советом при Президенте России по профессиональным квалификациям методические рекомендации. Целью создания документа было обеспечение соответствия требованиям рынка труда и профессиональным стандартам программ дополнительного профессионального образования (ДПО), реализующихся в рамках федерального проекта «Содействие занятости».

В прошедшем году два совета по профессиональным квалификациям – СПК финансового рынка и СПК в агропромышленном комплексе – при содействии ТГУ провели анализ 20 образовательных программ ДПО, реализующихся в рамках федерального проекта, и выдали свои рекомендации. В числе системных требований к программам Шадрин назвал обеспеченность оборудованием и технологиями для формирования профессиональных компетенций, наличие квалифицированных преподавателей, учет актуализированных профессиональных стандартов, наличие практикоориентированных кейсов, входное тестирование слушателей программ, указание конкретной профессиональной квалификации, на формирование которой направлена данная образовательная программа.

Генеральный директор Национального агентства также рассказал о проекте  совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации и о развитии Национальным агентством института наставничества. Спикер отметил, что механизмы федерального проекта «Содействие занятости» могут быть использоваться опытными сотрудниками предприятий для получения статуса наставника и специалистами предприятий, занимающимися внедрением наставничества на производстве.

За три года программы переобучения федерального проекта «Содействие занятости» освоили почти 700 тысяч человек, подчеркнул заместитель руководителя Роструда Ян Талбацкий. Федеральные операторы и их партнеры обеспечивают обучение по более чем 30 000 образовательных программ. Особенно важно в федеральном проекте, по мнению спикера, наличие связи обучения и дальнейшей занятости учащегося.

Талбацкий сообщил, что в 2024 году в проект будут добавлены две новые категории обучающихся – ищущих работу под приоритетные направления, определенные Правительством России, и инвалиды. Также в категорию участников образовательных программ включены мужчины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Ещё одной новацией федерального проекта станет введение типовых трехсторонних договоров, в которых каждая из сторон – обучающийся, образовательная организация и работодатель – берет на себя определенные обязательства, рассказал замруководителя Роструда.

Спикер отметил, что с этого года организация занятости граждан допускается  исключительно в рамках трудового договора. Индивидуальное предпринимательство и самозанятость как формы занятости граждан, участвующих в проекте, исключены, сообщил Талбацкий. Кроме того, принят ряд мер, улучшающих клиентоориентированность федерального проекта и повышающих качество образовательных программ.

На пленарном заседании стратегической сессии также выступили директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Колесников, директор по развитию стратегических проектов «Ростелекома» Владимир Татаринцев, член правления, вице-президент по управлению персоналом компании «Космос Отель Групп» Анна Кувайцева.

Стратегическая сессия завершит свою работу 24 января.

 

Источник - nark.ru