Семинар (вебинар) по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров посетило в режиме онлайн больше 1000 человек

Семинар (вебинар) по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров посетило в режиме онлайн больше 1000 человек

29 мая 2020 года в рамках второго этапа Московского международного салона образования Национальное агентство развития квалификаций провело семинар (вебинар) по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров.
Мероприятие открыла модератор Ольга Клинк - руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Она обозначила, что все поступившие вопросы разделены на два блока. Первый блок связан с разработкой и применением профессиональных стандартов в сфере труда, а также развитием независимой оценки квалификаций и регионального сегмента Национальной системы квалификаций. Второй блок - это вопросы применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в системе подготовки кадров, мотивации работодателей к взаимодействию с вузами и колледжами. Кроме того, много вопросов связано с мониторингом рынка труда и изменениями, которые происходят на рынке труда сегодня.
Юлия Смирнова первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций уточнила, что цель мониторинга – формирование комплексного представления о жизненном цикле профессиональных квалификаций, изучение взаимосвязи изменений технологических процессов и требований к кадрам, своевременное определение запроса к системе образования в связи с этими изменениями, а также изучение потребности работодателей в квалификации и профессиональном образовании работников, особенно в условиях пандемии и трансформации рынка труда. Она подчеркнула, что Агентство отвечает за качество профессиональных квалификаций, которые в России присваиваются по итогам проведения профессиональных экзаменов. «Мы должны оценивать содержание этих квалификаций – то, каким образом люди их достигают, как работодатели преодолевают кадровый дефицит. Кроме того, мы хотим понять, какие квалификации наиболее важны для решения задач, поставленных перед страной Президентом России, и какие квалификации должны обеспечивать траектории подготовки специалистов», - отметила Юлия Смирнова.
Отвечая на вопрос, в чем же польза независимой оценки квалификаций для работодателя, она уточнила, что «Независимая оценка квалификации нужна работодателю, чтобы подтвердить, что профессиональные знания и умения работников соответствуют требованиям профессионального стандарта. Процедура независимой оценки незаменима при проведении аттестации работников в целях определения их соответствия занимаемым должностям, а также при проведении кадровых изменений в организации, она позволяет работодателю выявить у работников квалификационные дефициты – профессиональные знания и умения, которые требуют обновления. Результаты оценки могут стать основой для разработки плана переподготовки (профобразования и профобучения) или повышения квалификации работников. Также работодатель может определить реальный уровень профессиональных знаний и умений соискателей. Это позволяет упростить подбор кандидатов на вакантные должности, сократить возможные риски, связанные с недостаточной квалификацией соискателей, и экономить на дообучении вновь принятых работников.
И ещё один приятный бонус для работодателя, есть письмо Минфина РФ, в котором говорится, что если работодатель провел независимую оценку соискателей, и потом взял человека на работу, то в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса он может отнести эти расходы на затраты. Однако, Национальное агентство считает, что этого недостаточно и что расходы по всем соискателям, которых работодатель отправил на независимую оценку, можно было бы отнести к затратам, и мы такие предложения подготовили и уже направили в Минэкономразвития и Минфин».
А что же даёт независимая оценка квалификации самому работнику? Юлия Смирнова подчеркнула, что независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно: соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта; достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности. Также результаты независимой оценки будут полезны работнику - при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией, при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда).
Отвечая на вопрос, как развивается независимая оценка квалификаций в регионах России, Юлия Смирнова сказала, что уже насчитывается около 1400 мест, где можно пройти процедуру независимой оценки квалификации. Найти информацию о центрах оценки квалификации и экзаменационных центрах можно в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации на сайте https://nok-nark.ru/cok/list .
Она также подчеркнула, что независимая оценка квалификаций является связующим звеном между образовательной системой и работодателями.
Разработка профстандартов началась в 2013 году. Независимая оценка квалификаций сейчас охватывает все больше и больше отраслей. Есть решение Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) о том, что Минтруду России во взаимодействии с образовательными ведомствами необходимо разработать комплексный подход к процессам присвоения квалификации в стране. В Минтруде России уже создана рабочая группа, в неё вошли представители нескольких ведомств.
Независимая оценка квалификации - это процесс, который координируется Национальным советом, Минтрудом, Национальным агентством как основным оператором этой системы. Отраслевые советы по профессиональным квалификациям в своих отраслях выполняют эту задачу вместе с центрами оценки квалификаций. Намечена тенденция к формированию многопрофильных центров оценки квалификаций, что существенно расширит доступность и снизит затраты на оценку квалификации. «…Национальное агентство хочет сделать процедуру независимой оценки квалификаций максимально комфортной. Например, перевести теоретическую часть экзамена в онлайн, и этим мы начали заниматься задолго до пандемии. Также будем благодарны, если Вы будете присылать нам свои предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы процедуры независимой оценки квалификаций. Также на сайте Национального агентства в разделе «Национальная система квалификаций в вопросах и ответах» можно познакомиться и с ответами на другие вопросы, которые интересуют пользователей Национальной системы квалификаций https://nark.ru/knowledge-base/ », - заключила Юлия Смирнова.
Во втором блоке семинара выступила Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства. Она рассказала о применении профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров. «Профессиональные стандарты вошли в жизнь и практику образовательных организаций 6 лет назад, определенный опыт их использования накоплен, поэтому закономерно, что доля вопросов, связанных с профессиональными стандартами, снижается, а вот вопросов о независимой оценке квалификаций становится больше», - отметила Алла Факторович.
В то же время по-прежнему интерес вызывает проблема обязательности применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ разных видов. Ответ дан в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - отметила Алла Факторович, сославшись на статьи закона. Все образовательные программы, ведущие к получению квалификации, разрабатываются на основе профессиональных стандартов, в которых зафиксированы консолидированные требования работодателей к тому, какие знания и умения необходимы для компетентного выполнения профессиональной деятельности. Как же в идеале должна работать вся система, начиная с профессиональных стандартов и заканчивая профессиональным экзаменом? Как и любая система, она должна работать слаженно и эффективно. Должна быть удобной, понятной, полезной для всех заинтересованных сторон. Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда. «Образовательные стандарты и образовательные программы разрабатываются на основании профессиональных стандартов. По завершении обучения выпускники получают документ об образовании и свидетельство о квалификации. Развивается инфраструктура и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. И работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации», - уточнила Факторович.
Многих слушателей интересовал вопрос, может ли демонстрационный экзамен, ставший одной из форм государственной итоговой аттестации в СПО, проводиться сопряженно с независимой оценкой квалификации. Алла Факторович рассказала, что АНО НАРК уже 3 года успешно ведет пилотный проект «Профессиональный экзамен для студентов» по всей стране, в рамках которого уже отработаны механизмы синхронизации, по сути, независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена так, чтобы выпускники колледжей получали не только диплом, но свидетельство о квалификации и входили на рынок труда полноценными специалистами. Реализация проекта началась в 2018 г. Профессиональный экзамен проходит в экзаменационных центрах, созданных на базе колледжей, вузов, учебных центров, в качестве экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификации – представители работодателей. В 2020 г. подтвердить свою квалификацию в рамках пилотного проекта планируют около 2000 студентов из 29 субъектов России по квалификациям 17 отраслей экономики. Трехлетний опыт проекта обобщен и описан в методических рекомендациях, вошел в содержание программ повышения квалификации. Практика проведения профессиональных экзаменов в СПО может быть распространена и на высшее образование, - подчеркнула Алла Факторович.
Семинар (вебинар) посетили более тысячи человек: представители работодателей, их объединений и иных организаций, представляющие профессиональные сообщества, органы исполнительной власти, образовательные организации, региональные методические центры национальной системы квалификации, территориальные центры повышения квалификации, входящие в сеть Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Национального агентства. С полной версией семинара и всеми вопросами и ответами можно ознакомиться по ссылке на Youtubehttps://youtu.be/0p-iOWPA7SU