«Санкт-Петербургские ведомости»: Экзамен как повод сделать себя лучше
 

Гость редакции — генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Артем ШАДРИН.

Система независимой оценки квалификации работает в нашей стране уже несколько лет, однако до сих пор некоторые люди искренне не понимают, зачем имеющим диплом выпускникам учебных заведений и действующим специалистам с опытом надо подтверждать свою профессиональную компетентность.

Об этом и ряде других нюансов процесса перестройки системы подготовки кадров в России мы и беседуем с главой НАРК.

— Артем Евгеньевич, давайте начнем издалека. Объясните, пожалуйста, на чем основывается и из чего состоит сейчас система независимой оценки квалификации?

— Стоит начать с того, что в России существует система профессиональных стандартов (сейчас их уже более полутора тысяч), в которой сформулированы основные требования к знаниям и умениям специалистов — она уже охватывает все ведущие отрасли экономики. Есть у нас и федеральный закон о независимой оценке квалификации, который определяет порядок проведения экзаменов, на которых и проверяется качество полученных знаний и умений рабочих, инженеров, управленцев и т. д. на соответствие требованиям тех самых профессиональных стандартов.

Сейчас в России действуют 42 совета по профессиональным квалификациям (СПК, в них входят представители работодателей, профессионального сообщества, отраслевых профсоюзов и учебных заведений), они в свою очередь обеспечивают разработку, экспертизу и согласование стандартов и оценочных средств, которые используют при проведении теоретической и практической частей экзаменов. А чтобы система успешно работала на ­местах и была общедоступна, в регионах страны созданы и ­центры оценки квалификаций. Они ­рассматривают профессиональные ка­чества специалистов и соискателей работы в рамках независимой оценки квалификации под контролем СПК.

— Каким образом достигается независимость оценки?

— В качестве центра оценки квалификаций не может выступать организация, для которой образовательная деятельность является основной. Это гарантирует отсутствие конфликта интересов, когда одна и та же организация и обучает специалистов, и оценивает качество их подготовки.

Здесь, конечно, полезно ­совмещать процедуру итоговой аттестации в образовательной организации с экзаменом в системе независимой оценки квалификаций. Такая работа ведется: с 2018 года в России реализуется пилотный проект в системе среднего проф­образования, в котором уже приняли участие 27 регионов, 16 СПК и около 300 колледжей. В его рамках за четыре года более 5 тысяч выпускников колледжей и техникумов одновременно сдавали экзамен по окончании курса обучения в своем учебном заведении и проходили независимую оценку квалификации. В этом случае успешно сдавшие экзамен выпускники получают и диплом, и свидетельство о квалификации.

Сейчас аналогичная работа ведется в университетах: в апреле — августе нынешнего года в этой программе приняли участие 24 вуза страны, включая шесть петербургских (ЛЭТИ, Архитектурно-строительный университет, Политех имени ­Петра Великого и др.). Это учебные заведения из самых разных отраслей (энергетика, сельское хозяйство, строительство, электроника и пр.).

Полный текст статьи читайне на сайте газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
 

Источник - https://nark.ru