Крупнейшие компании пересматривают роль руководства

Менять систему управления их заставляют новые технологии
 

Все больше компаний стремится ускорить рост бизнеса, принимая на вооружение новейшие технологии связи, анализа и хранения данных. Однако эти технологии заставляют менять и способы управления компанией, и все больше нетехнологических фирм перенимает практики управления у компаний из Кремниевой долины.

Новые технологические возможности устраняют барьеры между ранее обособленными подразделениями, делают более горизонтальной структуру управления и ускоряют производственные процессы. В результате многие компании вынуждены пересматривать роль и сферу ответственности лидеров.

«Компании, переходящие от традиционной модели бизнеса к модели, базирующейся на IT, должны перенимать и методы управления, которые способствуют этому переходу», – говорит директор по IT Equifax Дэйв Уэбб. Подобные изменения происходят в крупных компаниях из различных секторов – от страховщика Liberty Mutual до производителя потребительских товаров Procter & Gamble.

Технологии меняют систему управления в Equifax, а сама компания расширяет бизнес за пределы основного направления – предоставления кредитных историй. Высшие руководящие должности в разных подразделениях занимают бывшие директора по IT, которые применяют методики Agile для управления проектами.

В 2015 г. Equifax открыла новое технологическое подразделение в Оберне, штат Алабама, количество менеджеров в котором в пересчете на одного сотрудника примерно вполовину меньше, чем в других отделениях компании. Это подразделение разрабатывает технологии автоматизации и стандартные сервисы. В нем работает три руководителя и 33 сотрудника, они объединены в небольшие многофункциональные команды, состоящие как из технологов, так и из специалистов по бизнес-процессам. В число руководителей вошли вице-президент по разработке глобальных платформ, менеджер по автоматизации и менеджер по облачным технологиям.

Вместо того чтобы спускать сверху указания, менеджеры пытаются помочь самостоятельно работающим командам максимально эффективно сотрудничать, обмениваться данными и получать быструю обратную связь, дабы ускорить разработку новых продуктов, объясняет Уэбб.

В Liberty Mutual возможности сотрудничества и быстрого обмена данными, появившиеся благодаря цифровым технологиям, сплотили бизнес и IT-службы, как никогда раньше, говорит директор компании по IT Джеймс Макгленнон. Это превращает руководителей подразделений из диктаторов в наставников, курирующих самостоятельную работу межфункциональных команд, добавляет Макгленнон.

Избавленные от необходимости писать бумаги и получать одобрение руководства на каждый шаг команды могут работать быстрее, чаще менять курс в самый разгар проекта, основываясь на реакции клиентов, или быстро признать его провал и начать работу заново. «Наше понимание роли и ответственности каждого сотрудника совершенно изменилось», – говорит Макгленнон.

По словам руководителя практики бизнес-технологий в McKinsey Пола Уилмотта, основная цель трансформации управления – ускорить бизнес-процессы, используя цифровые приложения и избавившись от нескольких уровней менеджмента среднего звена.

Нетехнологические предприятия берут пример с интернет-гигантов вроде Facebook или Alphabet и также стремятся больше использовать интернет для повышения эффективности бизнес-процессов, считает профессор Бостонского университета Маршалл ван Элстайн.

Деб Хенретта, несколько лет руководившая бизнесом Procter & Gamble в Азии, раздражала своих коллег – топ-менеджеров тем, что настаивала, чтобы на ежемесячных совещаниях по стратегии присутствовал молодой аналитик, хорошо разбирающийся в технологиях. «Он разработал алгоритмы, благодаря которым мы стали замечать тренды, сулящие проблемы нашему бизнесу, уже на ранних этапах их формирования», – говорит она и объясняет, что речь идет об анализе данных о продажах и покупателях, доле рынка и другой информации, поступающей в компанию по цифровым каналам.

Тем не менее коллеги Хенретты были недовольны нарушением корпоративной иерархии и присутствием на совещаниях для топ-менеджмента сотрудника более низкого звена, вспоминает она. В 2012 г. она возглавила американское подразделение интернет-бизнеса Procter & Gamble, а в середине 2015 г. покинула компанию и сейчас работает старшим советником в консалтинговой компании SSA.

Директор по IT Accenture Эндрю Уилсон вспоминает, что во времена, когда он начинал карьеру, послать сообщение топ-менеджеру компании казалось немыслимым поступком. Теперь же руководители высшего звена пользуются такими сервисами, как Microsoft Teams, Slack или Workplace, и должны быть постоянно доступны для контакта.

Перевела Надежда Беличенко