Национальное агентство подняло вопрос о модернизации профессионального образования в рамках ММСО

18 апреля на Московском международном салоне образования (ММСО-2018) состоялась рабочая сессия «Система подготовки кадров: на перекрестке эпох» в рамках круглого стола «Новые инструменты оценки качества подготовки кадров». Организатор мероприятия - Национальное агентство развития квалификаций (Национальное агентство).

В работе сессии приняли участие представители органов исполнительной власти в области образования и труда, руководители образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям, представители Национального агентства и другие эксперты. Обсуждались проблемы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования с учетом потребностей работодателей.

Как подчеркнул во вступительном слове Александр Лейбович, участники сессии будут говорить «о мостах, которые мы пытаемся навести между рынком труда и сферой подготовки кадров».

Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любовь Ельцова сказала о важности правильного распределения средств государства на подготовку кадров в образовательных организациях, а также о необходимости минимизации издержек работодателя на адаптацию сотрудников на рабочем месте. Для решения этих задач создан Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям, действуют 30 советов по профессиональным квалификациям. Они прогнозируют, какие квалификации потребуются в том или ином виде трудовой деятельности, какие работники будут нужны. Требования работодателей формализуются в профессиональных стандартах, создаются центры независимой оценки квалификаций, развивается профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. 

По мнению заместителя министра, работодатели, которые не могут себе позволить впустую тратить деньги и хотят получить отдачу от своих инвестиций в систему подготовки кадров, понимают важность этой работы. Например, центры оценки квалификаций, через которые уже прошли порядка 11 тыс. человек, создаются исключительно на средства работодателей, без поддержки государства. На местах такие вопросы, как применение профессиональных стандартов, независимая оценка квалификации, вызывают огромный интерес, и, чтобы дать на них исчерпывающие ответы, Национальное агентство и ВНИИ труда регулярно проводят вебинары. Важно также повышать квалификацию экспертов учебно-методических объединений (УМО), которые должны учитывать требования профессиональных стандартов при разработке и доработке образовательных стандартов и программ. Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Ирина Черноскутова заявила, что по итогам прошлого года система СПО признана самым быстро развивающимся сектором образования. В 2016 году были утверждены образовательные стандарты по топ-50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим профессионального образования, и уже в 2017 году по ним начали работать 40% профессиональных колледжей. В систему СПО приходит все больше молодых педагогов, апробируется модель демонстрационного экзамена. Впрочем, по мнению директора департамента, в системе есть и проблемы. Рынок требует, чтобы она готовила кадры быстро и качественно, а система привыкла работать медленно и комфортно. «…Это сильный разрыв, и нужно его устранять», - отметила Ирина Черноскутова.

Способы устранения разрывов предложил в своем выступлении Генеральный директор Национального агентства Александр Лейбович. Одна из проблем взаимодействия рынка труда и системы образования, по его мнению, заключается в том, что создавая новое, мы не отказываемся от старого. С учетом требований мировых практик в России создается система профессиональных стандартов, формирующая ясный сигнал системе подготовки кадров. Но этот сигнал долго доходит до образовательных организаций: сначала нужно изменить нормативную базу, обновить образовательные стандарты и так далее. Александр Лейбович предположил, что проблема здесь не в сложностях обновления нормативных документов, а в отсутствии мотивации у работников образовательных организаций. Ситуацию нужно пересмотреть, чтобы обратная связь была простой и короткой. Если рынок труда посылает сигнал, образовательная организация должна на него отреагировать.

В рамках создаваемой Национальной системы квалификаций (НСК) работодателей интересует качество образовательных программ и качество подготовки выпускников, подчеркнул Александр Лейбович. Однако пока система образования рассматривает работодателя не как инвестора, а как благотворителя. Механизмов, позволяющих работодателям управлять своими инвестициями в образование, пока не создано. Роль работодателей в управлении образовательными программами не соответствует тем ожиданиям, которые на них возлагаются.

Профессиональный стандарт должен стать документом прямого действия, считает глава Национального агентства. Нельзя создавать барьеры работодателям для участия в работе системы образования. Необходимо находить комплексные решения с участием всех заинтересованных сторон, для этого создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. На сегодняшний день в рейтинге стран по показателю доступности квалифицированных кадров на рынке труда Россия находится на 89-м месте, потому что выпускники образовательных организаций обладают квалификациями, зачастую непонятными для рынка труда, и решить эту проблему одновременно с разработкой профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций пока не удается.

«Безусловно, в российском профессиональном образовании много позитивных моментов, но точка системной сборки проекта под названием «Модернизация системы СПО» пока не создана. Об этом нужно думать, и эту точку сборки нужно создавать», - заключил Александр Лейбович.

 Источник: http://nark.ru/