На Московском международном салоне образования обсуждались вопросы НОК и ГИА ОП

Лишь 25% организаций проводят профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с законом. Об этом заявила на Московском международном салоне образования первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) Юлия Смирнова на сессии «Современные требования работодателей к качеству подготовки кадров», на которой обсуждались пути развития инструментов независимой оценки образовательных программ профессионального и высшего образования

В рамках модернизации Национальной системы квалификаций (НСК) отрабатываются два важных ресурса, позволяющие сделать продуктивным диалог между бизнесом и системой образования, сообщила модератор сессии, заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович. Это, во-первых, профессионально-общественная аккредитация (ПОА) образовательных программ, которая свидетельствует о признании этих программ работодателями. И, во-вторых, это независимая оценка квалификаций (НОК) специалистов, по результатам которой работодатель может убедиться в том, что он получает именно те кадры, на которые рассчитывает.

Участники сессии, представляющие как работодателей, так и образовательные организации, обсудили не только основные принципы ПОА и НОК, но и лучшие практики – примеры претворения в жизнь новых механизмов сотрудничества бизнеса и системы образования.

Юлия Смирнова рассказала, какие меры необходимо предпринять, чтобы профессионально-общественная аккредитация стала инструментом объективной, достоверной и признаваемой всеми оценки качества образовательных программ. Она напомнила, что ПОА является предусмотренным законом инструментом, с помощью которого работодатели могут понять, соответствует ли та или иная образовательная программа, реализуемая в конкретной образовательной организации, требованиям профессиональных стандартов.

В прошлом году государство взяло на себя обязательство по ведению реестра (перечня) тех, кто осуществляет ПОА. В Постановлении Правительства Российской Федерации определены требования к аккредитующим организациям. Однако, с точки зрения работодателей, требования оказались слишком общими – фактически любая организация может объявить себя аккредитатором и подать информацию в Минобрнауки России для включения в перечень. В результате, отметила первый заместитель генерального директора Национального агентства, почти 3\4 организаций, которые проводят профессионально-общественную аккредитацию, делают это с нарушениями действующего законодательства. В ходе ПОА должно определяться соответствие выпускников требованиям профессиональных стандартов, однако в ряде случаев в порядках проведения аккредитации понятие «профессиональный стандарт» вообще не употребляется.

Юлия Смирнова сообщила, что в прошлом году Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям конкретизировал требования к ПОА, в том числе к экспертам, которые ее проводят. Теперь необходимо внести изменения в статью 96 закона «Об образовании в Российской Федерации». Алла Факторович уточнила, что критерием качества образовательной программы профессионального или высшего образования является успешность прохождения ее выпускниками независимой оценки квалификации(НОК)но пока в системе образования оценка качества подготовки выпускников проводится самой образовательной организацией, хотя уже есть примеры использования для этого независимой оценки квалификаций. Речь идет не только о демонстрационном экзамене, например, по стандартам WorldSkills, но и об определении соответствия выпускников требованиям профессиональных стандартов. Запущен пилотный проект по НОК выпускников профессиональных колледжей, в котором участвуют несколько регионов и несколько советов по профессиональным квалификациям.

Владимир Кутузов, первый проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», рассказал, что его вуз в прошлом году при поддержке РОСНАНО подписал соглашение с заводом имени «Комсомольской правды» о создании экзаменационного центра. Были разработаны оценочные средства и проведена независимая оценка квалификации студентов магистратуры. В пилотной группе было 15 человек, из них профессиональный экзамен сдали 11. По мнению первого проректора, опыт сотрудничества университета с работодателями в области наноэлектроники позволил выработать грамотные подходы к содержанию и технологиям подготовки студентов в соответствии с требованиями рынка труда.

Важно, что НОК не замещает государственную итоговую аттестацию, а включается в нее. По мнению Юлии Смирновой, независимую оценку в данном случае нужно воспринимать как дополнительную возможность, которая позволит выпускнику вуза или колледжа преуспеть в профессии и жизни.

     
   
   
   

 

 

  Источник: http://nark.ru/