Таисья Викторовна Архипова, директор НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
Впервые в своей практике мы проживали процедуру независимой оценки квалификаций. Это совершенно новый для нашего коллектива опыт. Опыт важный и необходимый, так как независимые эксперты провели диагностику нашего профессионализма на соответствие требований профессионального стандарта.

Кроме того экспертами были отмечены положительные достижения  и обозначены направления совершенствования  и дальнейшего развития педагогического коллектива. Каждые педагог получил индивидуальные рекомендации по приращения профессиональных компетенций.

Благодаря проведению независимой сертификации квалификаций преподавателей в коллективе решены следующие задачи:

-       прирост профессиональной  компетентности педагогов  при подготовке к сертификации квалификаций;

-       разработаны индивидуальные образовательные маршруты преподавателей;

-       разработан план повышения квалификации педагогического коллектива колледжа.

Таким образом, процедура независимой сертификации позволяет оценить профессиональную квалификацию преподавателей и способствует росту профессиональных компетенций педагогов.

 

Зульфия Биктимеровна Ишимбетова, директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий

Понимая необходимость независимой оценки качества образования, я с большим интересом отнеслась к возможности прохождения процедуры сертификации квалификаций персонала и выпускников колледжа, предложенной Челябинским центром сертификации.

Независимая оценка и сертификация выпускников на соответствие требованиям профессионального стандарта «Обработка данных, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» позволила определить готовность выпускников к профессиональной деятельности на рабочих местах, а также выявить издержки в содержании ОПОП.

Преподаватели колледжа прошли сертификацию квалификаций на соответствие требований профессионального стандарта «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)» и теперь я, как директор, имею объективную оценку их потенциала, целенаправленно могу планировать их подготовку, создавать условия для приращения недостающих компетенций. Появилось желание разработать функционалы преподавателей на основе профстандарта.

Есть глубокое убеждение в том, что только в условиях сертифицированного менеджмента образовательной организации и наличия сертифицированного персонала можно обеспечивать гарантированное качество образования с ориентиром на потребителя и запросы работодателей.

 

Айгуль Шамиловна Низметдинова, преподаватель Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий

Наличие документа, подтверждающего уровень моей педагогической квалификации, дает мне возможность оценить свою профессиональную компетентность, увидеть сильные и слабые стороны моей профессиональной деятельности, выделить направления, в которых мне необходимо совершенствоваться. А также сертификат компетентности позволяет мне повысить собственную самооценку и предъявить свидетельство моего профессионализма в коллективе коллежа!

 

 

Сеничкина Галина Витальевна, мастер производственного обучения, Тюменский торгово-экономический техникум

"В Центре сертификации персонала «Универсум» я проходила сертификацию на соответствие профессионального стандарта «Оказание услуг в области питания различных группам потребителей». До процедуры сертификации очень волновалась, но в процессе поняла, что зря его испытывала. Я очень успешно прошла компьютерное тестирование и выполнила практическое задание.

Результаты сертификации позволили мне реально оценить свои профессиональные возможности и составить свой индивидуальный план повышения квалификации на ближайшее время. А наличие независимого сертификата дает мне уверенность в собственном профессионализме!"

 

 

Булатова Айгуль Вильевна, заведующая методическим кабинетом (Салаватский колледж образования и профессиональных технологий)

"Оказывается, ощущать себя сертифицированным специалистом очень приятно. Я поняла это и во время разговора с директором колледжа, и во время педагогического совета, на котором мы рассказывали о процедуре сертификации. С другой стороны, удовлетворенность от ожидаемого результата по профессиональному стандарту «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям (должностям служащих)» рождает некое успокоение, а вот то, что я не перешла порог стандарта по информационным технологиям заставляет двигаться вперед и обязательно попробовать еще раз.

Спасибо за знания, за некий «щелчок по носу», за то, что, двигаясь вперед, вы еще и нас ведете за собой".

 

 

 

 

Курбанова Ольга Михайловна, методист Томского промышленно-гуманитарного колледжа

  В октябре прошлого года колледж принял участие в эксперименте по сертификации квалификаций педагогических работников. Свои услуги по независимой оценке предложила аккредитованная автономная некоммерческая организация «ЦРОиСП «Универсум», которая являлась автором профессионального стандарта «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)». В ходе подготовки к процедуре был проведен теоретический семинар, на котором педагогам был разъяснен порядок прохождения сертификации и предложен перечень документов, знания которых необходимы для успешного прохождения тестирования. На втором занятии был организован практикум по разработке плана занятия, как основы для выполнения практического задания.

 Процедуре независимой оценки и сертификации квалификаций подверглись 50% педагогических работников колледжа, из которых только 30% имели базовое педагогическое образование. Подтвердили уровень своей квалификации 90% заявителей. Что позволило независимым экспертам сделать вывод о достаточном уровне квалификации педагогического персонала колледжа. Самооценка профессиональной деятельности показала, что все преподаватели осмысленно заявляют собственную профессиональную позицию на педагогическую деятельность, осознают ее значимость. Подавляющее большинство преподавателей успешно осуществляют деятельность по научно-методическому сопровождению процесса обучения, обеспечивают высокие показатели качественной и абсолютной успеваемости, эффективно организовывает внеучебную деятельность студентов.

 Вместе с тем, более половины педагогов затруднились в проведении объективной самооценки деятельности, что свидетельствует об отсутствии практики подобного рода деятельности.

 Таким образом, сертификация квалификаций помогла выявить сильные и слабые стороны профессиональных компетенций педагогов. Каждый из них получил индивидуальный профиль квалификации и рекомендации по совершенствованию конкретных трудовых функций.

 Методической службой колледжа было проведено анкетирование сертифицированных педагогов на предмет осмысления собственных потребностей и определения профессиональных дефицитов, а также степени их включенности в работу по приращению своей профессионально-педагогической компетентности. Педагоги высказали свои предложения по формированию индивидуально-групповых программ и их реализации в форме: самообразования, освоения дистанционных курсов, участия в работе методических семинаров, лабораторий, творческих групп колледжа и других ПОО области.

 Так, например, уже проведены методические семинары «Информационно-методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов», «Контроль и оценка результатов освоения ОПОП», разработан дистанционный курс «Проектирование урока», проведен внутриколледжный конкурс «Портфолио педагога».

 Для стимулирования прохождения сертификации остальными сотрудниками колледжа, на уровне образовательной организации, было принято решение приравнять процедуру сертификации на соответствие профессиональному стандарту к аттестации на соответствие занимаемой должности и внести соответствующие изменения в локальный акт ПОО.

 Таким образом, подготовка и прохождение процедуры независимой оценки и сертификации квалификации является эффективным инструментом развития кадрового потенциала ПОО и может стать альтернативой аттестации на соответствие занимаемой должности.

 

 

Услуги по сертификации персонала

 

Профессиональный стандарт/ОТФ

Квалификационный уровень

Оценка квалификации

Вид квалификационного сертификата

Срок действия сертификата

Стоимость (руб)

1. «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования  (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации»

6 квалификационный уровень

Компьютерное тестирование и выполнение практического задания

Сертификат компетентности Системы добровольной сертификации квалификаций в сфере профессионального образования

3 года

 

 

 

 4500

2. «Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности»

6 квалификационный уровень

Компьютерное тестирование и выполнение практического задания

Сертификат компетентности Системы добровольной сертификации квалификаций в сфере профессионального образования

3 года

 

 

4500

Реестр профессиональных образовательных организаций, участвующих в процедуре сертификации квалификаций

 № п/п

Учебное заведение

Кол-во чел.

 1.

«Технологический колледж сервиса ЮУрГУ»

51

 2.

«Снежинский политехнический техникум им.Иванова»

45

 3.

«Тюменский торгово-экономический техникум»

26

 4.

«Златоустовский металлургический колледж»

11

 5.

«Западно-Сибирский государственный колледж»

11

6

«Миасский строительный техникум»

11

 7.

«Салаватский педагогический колледж»

9

 8.

«Тюменский колледж водного транспорта»

8

 9.

«Златоустовский техникум сварки и строительных технологий»

4

 10.

«Аргаяшский аграрный техникум»

4

 11.

«Златоустовский многопрофильный колледж»

3

 12.

«Южно-уральский многопрофильный колледж»

3

 13.

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева»

3

 14.

«Карталинский многоотраслевой техникум»

2

 15.

«Магнитогорский технологический колледж»

1

 

О сертификации персонала

       Переход России на качественно новый уровень развития, ее  вхождение в ВТО активизирует развитие систем добровольной сертификации в различных областях деятельности.  Наряду с сертификацией продукции и систем менеджмента качества особую значимость уже давно приобрела процедура сертификации персонала, проводимая аккредитованной независимой организацией.

      Что такое сертификация?

Сертификация персонала – это подтверждение компетентным органом  квалификации работника  на соответствие требованиям профессионального стандарта.

Суть сертификации – объективная оценка уровня профессиональной квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующим профессиональным стандартом, подтверждающая его возможности и право  выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.

Какие цели преследует сертификация персонала?

  • Создание условий для работы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Российской Федерации по  выпуску конкурентоспособной продукции;
  • содействие предприятиям, организациям и учреждениям в подборе компетентного персонала на рынке труда;
  • подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения  обеспечивать заявленные показатели качества продукции (услуг) имеющимся персоналом;
  • защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги;
  • защита права граждан на выполнение работы в соответствии с имеющейся компетентностью.
  • обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, компетентностью должностных лиц и отдельных категорий работников, обусловленной профессиональными стандартами;
  • обеспечение эволюции профессий и квалификаций, переход от рынка труда к рынку профессиональных компетенций.

 Принципы сертификации персонала:

  • добровольность прохождения процедур оценки и сертификации квалификаций;
  • открытость и достоверность информации о процедурах и результатах оказания услуг по оценке и сертификации квалификаций, своевременность ее предоставления;
  • адаптированность процедур оценки к изменяющимся требованиям к квалификациям;
  • независимость и  объективность оценки квалификаций, делегированной независимым экспертам;
  • обеспечение конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении  оценки и сертификации квалификаций.

 Процедура сертификации персонала        

 

       

 
          Процедура  сертификации персонала  базируется на профессиональных стандартах по видам деятельности.

          Профессиональный стандарт – это нормативный документ, который содержит минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.

           К профессиональному стандарту имеются  комплекты  оценочных средств, критерии  оценки квалификаций. Сертификация педагогического персонала проводится на соответствие положений  профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Заявитель вправе сам выбрать уровень квалификации, на соответствие которому он хочет сертифицироваться, и подтвердить его через процедуру пресертификации. Как и любой процесс, процедура сертификации предполагает несколько этапов, среди которых:
  • подача заявителем  в Центр сертификации заявления;
  • рассмотрение заявки, идентификация сертифицируемого;
  • принятие решения по заявке;
  •  выбор схемы сертификации;
  • заключение договора на проведение сертификации между органом по сертификации и заявителем;
  • назначение органом по сертификации экспертов и исполнителей работ по сертификации;
  • проведение оценки соответствия (сертификационных испытаний);
  • выдача сертификата компетентности Системы добровольной сертификации квалификаций в сфере профессионального образования либо сообщение мотивированного отказа в выдаче сертификата компетентности;
  •  внесение в Реестр Системы добровольной сертификации персонала записи о сертифицированном персонале;
  •  проведение периодического инспекционного контроля за сертифицированным персоналом, принятие решения о продлении срока действия сертификата либо его аннулировании в случае выявленных нарушений.

   

 

Для проведения сертификации 

заявитель направляет в центр сертификации заявление по установленной форме.

В случае сертификации персонала образовательной организации подается заявка от юридического лица.

         К заявлению (заявке) прилагаются следующие документы:

        1. копия паспорта;

        2. копия свидетельства о браке (при смене фамилии);

        3. копия документов, подтверждающих образовательный ценз (диплом, свидетельство), либо опыт работы;

        4. фотография 2 шт. 3 х 4;

        5. заявление (заявка) на сертификацию установленного образца;

        6. копия квитанции об оплате.

 

 Сертификация дает целый ряд очевидных преимуществ: 

 Что дает сертификация работнику? 

- подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени;

- документально оформленное свидетельство профессионализма, которое позволит различным категориям работников, с различным стажем или только выходящим на рынок труда, получить официальное признание их компетенции и квалификации, что определит их ценность для рынка труда с одной стороны, а с другой – позволит выявить пути для дальнейшего обучения и профессионального роста;

- повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки;

- основание для заключения трудового договора по эффективному контракту;

- приоритетность продвижения по служебной лестнице;

- подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций;

- дополнительное основание для повышения заработной платы;

- обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях;

- повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата;

-защиту от недобросовестного предпринимателя.

 Что дает сертификация образовательному учреждению профессионального образования?

 - подтверждение качества образования, его соответствие требованиям рынка труда;

- результативность и востребованность образовательных программ;

- конкурентоспособность  на рынке образовательных услуг, приоритетное получение заказа на подготовку;

- трудоустройство (востребованность) выпускников;

- реальное повышение профессиональной компетентности преподавателей;

- эффективность использования бюджетных средств.

 Что дает сертификация выпускнику учреждения профессионального образования?

 - знакомство с требованиями работодателя (профессионального стандарта);

- подтверждение своей компетентности через независимую оценку результатов обучения;

- четкое представление своей ответственности. Социальную устойчивость и мобильность на рынке труда;

- возможность определения  собственного уровня личностно- профессионального развития;

- планирование своей карьеры и дальнейшего развития;

- обеспечение востребованности на рынке труда, упрощение и сокращение сроков поиска подходящей работы, преимущество трудоустройства;

- возможность легко адаптироваться в процесс производства, горизонтальную мобильность внутри организации, потенциальную возможность получения более высокой заработной платы,   рост по служебной лестнице;

- защиту от недобросовестного предпринимателя.

 Какие преимущества имеет предприятие, участвующее в  процедуре сертификации персонала по отношению к предприятиям, не получившим подтверждение компетентности своих кадровых ресурсов?

 - возможность управлять сохранением и развитием кадрового потенциала организации через владение информационной базой профессиональных кадров;

- возможность подбора более компетентного персонала;

- получение реальной независимой оценки уровня  профессиональной пригодности работников, качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, сопоставление соответствия персонала заявленному качеству выпускаемой продукции;

- возможность сформировать рекомендации по перспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост через непрерывное целевое наращивание компетенций;

- стимулирование персонала на повышение уровня  квалификации;

- повышение общей конкурентоспособности организации за счет  мотивации и эффективности труда работающих, обеспечение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг, возможность реализации продукции (услуг) по обоснованным ценам;

- повышение имиджа организации на российском и международном рынках, допуск к участию в международных тендерах и проектах;

- возможность получения приоритетности инвестирования, кредитования;

- подтверждение партнерам по бизнесу своей надежности и др.

 Что дает сертификация профессиональным союзам, объединениям работодателей?

 - формирование политики в области профессионального образования и обучения;

- создание и ведение информационно-аналитической базы данных (о профессиональных кадрах, их состоянии, основных факторах развития профессиональных компетенций и т.д.);

- планирование и реализация мер по повышению уровня квалификации конкретных категорий персонала;

- контроль эффективности действующих профессиональных стандартов.

 Что дает сертификация органам исполнительной власти в регионе?

 - формирование и эффективную реализацию государственной политики в области управления и развития человеческих ресурсов в регионе;

- прогнозирование развития отраслей экономики региона;

- мониторинг результативности организационных, технических и финансовых мер, направленных на повышение уровня квалификации трудовых ресурсов;

- контроль эффективности системы управления качеством рабочей силы в условиях инновационной экономики.