Национальное агентство развития квалификаций стало инициатором дискуссии об общих компетенциях

Национальное агентство развития квалификаций выступило инициатором обсуждения внедрения т.н. soft skills (универсальных или общих компетенций) в профессиональные стандарты и квалификации. Соответствующее совещание состоялось в Агентстве.

«Наша задача – обсудить, насколько мы готовы включить общие компетенции в Национальную систему квалификаций, которая охватывает как сферу труда, так и сферу подготовки кадров, обеспечивая устойчивое взаимодействие через профессиональные и образовательные стандарты, профессиональные квалификации и учебные программы, независимую оценку квалификаций.

Сегодня общие компетенции являются неотъемлемой частью большинства квалификаций. Например, около 70% новых профессиональных стандартов содержат требования к цифровым компетенциям, многие – к компетенциям в сфере коммуникации, работе в команде и т.п. Вопрос в том, насколько уровень методической проработки контента этих компетенций, технологии их диагностирования позволяет массово переходить к их независимой оценке на национальном уровне. Готовы ли работодатели сделать информацию об уровне общих компетенций своих сотрудников публичной? Одно дело, когда HR-подразделения компаний прорабатывают свои «профили компетенций», реализуя собственный взгляд на требования к персоналу и другое дело – отказаться от «автономии» в пользу внешней оценки. Для «hard skills» это практикуется десятилетиями, и рынок труда полностью адаптировался к мобильности таких квалификаций. Для общих компетенций ситуация иная, так как не только в нашей стране, но и в мире до сих пор не выработан общий подход даже к определению понятия «компетенция» (насчитывается около сотни различных определений). Только России были реализованы десятки исследовательских проектов в этой области как внутренних, так и международных» - отметил, открывая совещание, генеральный директор Агентства Александр Лейбович.

По его словам, необходимо, прежде всего, посмотреть, что сегодня могло бы дать конкретные результаты и эффекты с точки зрения рынка труда.

Далее, выстроив определенную периодизацию усилий, сформировать несколько периметров. Первый – те компетенции, которые обросли достаточным методическим аппаратом и которые можно реально использовать в качестве инструментария для развития квалификаций. Второй периметр – перспективные компетенции, то, о чем не только надо говорить, но и, проводя «пилотные» проекты, активно готовить к внедрению.

«Но этот периметр нуждается в доводке, понимании области применения», - подчеркнул Александр Лейбович.

Как отметил руководитель Агентства, ключевой вопрос заключается в понимании, проявляются ли общие компетенции в деятельности, которая может быть опознана, диагностирована и оценена, или это интуитивное понимание на уровне «свой-чужой», когда люди «чувствуют», обладает ли человек определенными компетенциями или нет. Но это не настолько персонифицировано, чтобы говорить о новой грамотности.

«Важно четко определить содержание этих требований, разделить ответственность за процедуру их оценки», - констатировал Александр Лейбович.

В ходе совещания свое мнение по поводу разделения профессиональных навыков и общих компетенций высказали представители Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Московского педагогического государственного университета, Центра профессионального образования Самарской области. Участники констатировали, что необходимо сосредоточить усилия в разработке структуры и содержания общих компетенций, понять, как это можно сблизить с hard skills с точки зрения диагностирования и описания.

«На данном этапе мы должны понять, каковы границы периметра компетенций новой грамотности и поиска путей их включения в профессиональные стандарты на единой методической основе. Далее – сформировать механизм управления такими компетенциями», - подвел итог встречи Александр Лейбович, добавив, что, определив круг вопросов, для внедрения их в практику можно использовать инструменты НАРК: формирование и институционализация тех или иных требований, их оценка, признание, доведение до системы образования, имплантирование в программы обучения.

 

Источник: http://nark.ru/